О названии города Магнитогорска

размещено в: Магнитогорск | 2

История названия Магнитогорска

Знакомство, как правило начинается с имени. Так откуда взялось название Магнитогорск?  Понятно, что это связано с горой Магнитной и станицей, которая была названа в честь горы. Но в итоге город не назвали официально Магниткой. Название Магнитогорск это не плод коллективного размышления или решения высокопоставленного чиновника того времени, конечная версия названия города принадлежит одному человеку, простому комсомольцу- Виктору Филипповичу Томчуку. Первая небольшая группа комсомольцев прибыла в Магнитогорск с Украины. Остальная часть официально прибыла 30 июня 1929 г., и в честь приезда было организовано торжественное приветствие. Один из комсомольцев нарисовал плакат с надписью “Станция Магнитогорск”. Именно с той поры появиться Магнитогорск вместо станицы Магнитной или стройки у горы Магнитной в официальных документах. Так один человек и один плакат определил название города на многие годы вперед.

Константин ЖихаревПочему Магнитогорск, назван Магнитогорском? Кто дал имя городу, а также о первом паровозе!

По одной из версий названия города принадлежит одному человеку, простому комсомольцу — Виктору Филипповичу Томчуку.

Первая небольшая группа комсомольцев прибыла в Магнитогорск с Украины в марте, эта была бригада плотников, возглавляемая Дмитрием Брусовым. Остальная часть официально прибыла 30 июня 1929 г. В честь приезда было организовано торжественное приветствие. Один из комсомольцев нарисовал плакат с надписью «Станция Магнитогорск». Именно с той поры появится Магнитогорск вместо станицы Магнитной или стройки у горы Магнитной в официальных документах .

После открытия временного движения к горе Магнитной началась переброска стройматериалов для строительства металлургического завода.

28 сентября 1929 года от горы Магнитной был отгружен первый железнодорожный состав с магнитогорской рудой (1435 тонн).

С чего всё начиналось..

К концу 1928 года вопрос о строительстве металлургического завода в Магнитной был окончательно решен. Правительством было принято решение — открыть временное движение на участке Карталы-Магнитная к первому июля 1929 года.

Триумфальная арка Магнитогорск

Фронт работ на строительстве Троицко-Орской расширялся. На 1929 год было выделено 12,5 миллиона рублей. Чтобы освоить эти капитальные вложения, требовалось свыше 11 тысяч рабочих. Первый квартал 1929 года ушел на подготовку и заключение трудовых договоров. Пятого марта в Свердловске, в Уралплане, состоялось совещание по строительству линии Карталы-Магнитная. Совещание просило НКПС перенести сроки ввода линии к первому августа. Основными доводами такого переноса были названы: отсутствие инженерно-технических работников, затяжной паводок на реке Гумбейка, трудности со снабжением. Действительно, трудностей было много: не были завершены работы по пробивке просек в Джабык-Карагайском бору, из 271 тысячи шпал было заготовлено только 198 тыс. штук.

Строительство железной дороги «Карталы–Магнитная» имело в тот момент первостепенное значение. До тех пор пока гора не связана со всей страной железнодорожной магистралью, о масштабном строительстве металлургического комбината и речи идти не могло.

Долгое время Карталы называли воротами Магнитки. Сейчас, когда построена ветка Белорецк-Карламан, это выражение стало исчезать из лексикона. А тогда Карталы действительно стали воротами Магнитки. Рос Магнитогорск, росла и станция Карталы. Даже газета карталинских железнодорожников называлась «На путях к Магнитогорску» (первое название было «Карталинский рабочий»).

Не дождавшись, пока сойдёт снег, с апреля 1929 г., строители приступили к делу. На эти работы были мобилизованы колхозники из окрестных деревень и солдаты из воинских частей. Работы велись весь световой день — от восхода до заката — в сутки люди укладывали до 4 километров железнодорожного полотна. Весна и лето 1929 года были нелегкими для строителей. В начале июня выпал снег, а затем почти полтора месяца была засуха. Не хватало воды, палаток, хлеба. Но все эти трудности были преодолены. Особенно по-ударному трудились строители в последней декаде июня.

В конце июня 1929 г. на строительной площадке появился дощатый вагон с надписью «Станция Магнитогорская».

Долгое время Карталы называли воротами Магнитки. Сейчас, когда построена ветка Белорецк-Карламан, это выражение стало исчезать из лексикона. А тогда Карталы действительно стали воротами Магнитки. Рос Магнитогорск, росла и станция Карталы. Даже газета карталинских железнодорожников называлась «На путях к Магнитогорску» (первое название было «Карталинский рабочий»).

ПЕРВЫЙ ГУДОК ИЛИ ПРИБЫТИЕ ПЕРВОГО ПОЕЗДА НА СТ. МАГНИТНАЯ

Днём рождения Магнитогорска считается 30 июня 1929 года, город празднует День города именно в этот день. Почему?

В этот день к Магнитной горе прибыл первый поезд — «ОД 1801». Сохранилась в памяти потомков и фамилия первого машиниста — А. С. Семёнов.

Прибытие поезда Магнитогорск

29 июня 1929 г. в 16 часов московского времени из Троицка отправляется спецпоезд по проведению торжеств открытия ж.д. до ст. Магнитогорская. Украшенные по такому случаю вагоны, прицепили к поезду из Челябинска. Поезд двинулся из Троицка вместе с гостями — 200 человек, на станции Карталы прицепили к составу несколько вагонов с представителями узла, ж.д. полка и делегатов с линии… А уж потом были составы со строителями (по книге Владимира Петровича Баканова, а он по материалам окружной газеты «Вперёд» 1929 года).

С этим поездом ехали делегаты рабочих промышленных центров — Свердловска, Троицка, корреспонденты ряда газет.

Делегацию от Полтавского райкома (Карталы) возглавляла А.Г. Яковлева — председатель райисполкома. В состав Полтавского райисполкома в 1934 г. входил И.В. Сталин (не удивляйтесь, читатели, в то время такое почётное членство широко практиковалось). Это дополнение к фото.

День города Магнитогорска

ПРИБЫТИЕ ПЕРВОГО ПОЕЗДА НА СТ. МАГНИТНАЯ

И вот в 12 часов пополудни 30 июня 1929 года в районе горы Ежовка раздался паровозный гудок. Люди и животные, никогда не видевшие техники, бросились в степь. А те, кто ехал в том первом поезде, вспоминали, что двигался он очень медленно. Самые нетерпеливые пассажиры выскакивали из вагонов и бежали по пояс в траве, потом снова садились в вагон. И так всю дорогу до Магнит-горы. Состоялось торжественное открытие станции Магнитогорская, где был проведён первый митинг строителей Магнитки.

Вот так, Магнитогорск стал Магнитогорском. А могло случиться так, что город мог перенять имя станицы Магнитной и тогда жители нового города называли бы себя возможо магнитчане или магнитцы, но историю не перепишешь и мы с вами стали магнитогорцами.


Комментарии:

2 Responses

  1. мирон

    как написать о своем городе магнитогорск

  2. admin

    Здравствуйте! Присылайте, что хотите опубликовать на почту dlya@legendymagnitki.ru . И если все в порядке мы опубликуем.

Оставить ответ