История Магнитогорска на основании семейных фотографий

Магнитка в старых фото

В Институте истории, филологии и иностранных языков на кафедре истории России идет работа над инновационным проектом «История Магнитогорска в отражении фотодокументов». Ученые надуются при помощи фотоархива, который формировался годами, узнать подробности о жизни города со времен его основания и до наших дней.

– Мы работаем над этим проектом на протяжении уже восьми лет, — рассказывает руководитель группы исследователей, кандидат исторических наук, доцент Надежда Макарова. — В конечном итоге мы хотим издать многотомный исторический труд, где будут опубликованы отобранные нами снимки вместе с комментариями к ним.

Так называемая микроистория или «история снизу», когда внимание фокусируется на бытовых мелочах — подход для отечественной науки непривычный. Магнитогорские историки, возможно, войдут в число первых в России, кто его использовал в таком масштабном проекте.

– Подобных исследований практически нет, Магнитогорск с его непродолжительной, но насыщенной историей может стать первопроходцем. Здесь очень много чего намешано: и наука, и патриотическое воспитание, и попытка понять наш менталитет. В конце концов, это просто очень интересно! Зачастую, даже фотограф видит не все, что он запечатлел, потому что фокусируется на конкретном моменте. Мы же в состоянии посмотреть на изображение со стороны, и после большого отрезка времени.

В базе исследователей более 3 тыс. снимков. Большую часть из них принесли студенты. Именно для пополнения коллекции ежегодно в вузе проходит конкурс семейных фотографий, организуются тематические конференции.

Условно все фото разделены на три группы: фотографии, датированные периодом с 30-х по 50-е годы; фотографии, сделанные в 60-е–80-е годы; снимки, созданные в период с 90-х по нулевые. Более поздние кадры представляют небольшую научную ценность, так как не дают полноценного представления об эпохе.

– Можно однозначно сказать, что сейчас — бум фотографирования, достаточно вспомнить про моду на селфи, но о целостной картине современности речи идти пока не может, поскольку мы являемся частью своего времени и не можем полноценно его оценивать, — поясняет Надежда. — Что касается старых фотографий, то тут, по моему наблюдению, самыми сведущими оказываются не студенты, а их бабушки и дедушки. Поэтому мы встречаемся с владельцами раритетных фото и беседуем с ними, стараясь выяснить как можно больше деталей. Часто бывает так, что никто уже не помнит фотографа, зато хорошо помнят обстановку, в которой сделан снимок.

В монографии, изданной как итог многолетнего труда, отдельную главу посвятят строительству комбината и города. Скорее всего, исследователи не смогут обойти тему изменения традиций со временем.

 – Взять хотя бы эволюцию моды, — оживилась Надежда Макарова. — Думаете, менялись платья и все? Нет! Вместе с модой менялся стиль жизни. Есть у нас, к примеру, снимок со школьного выпускного в 1939 году. Практически у всех девочек заколки «невидимки» в волосах. Тогда это было чуть ли не единственное доступное украшение. И при этом почти у всех — стрижка от тифа. Инфекция в те годы бушевала, а сбривание волос является одним из действенных методов борьбы с ее распространителями — вшами. Теснота, грязь и недоедание только способствовали распространению инфекции среди первых магнитогорцев и фотография с выпускного лишь подтверждает эти данные. Или еще пример: праздничное семейное фото. Мужчины одеты в добротные русские рубахи традиционного покроя, но бедность семьи выдают дырявые туфли. В 40-е годы, если верить фотографиям, наши дамы начали использовать макияж — красить губы на модный тогда манер «бантиком», когда губная помада наносится на середину губ, а уголки остаются ненакрашенными. В 50-е появилась химзавивка волос, а в конце 60-х до нас только «докатилось» движение стиляг. Показателен снимок, сделанный на улице Чапаева, на том самом месте, где позже появится фонтан перед дворцом им. Орджоникидзе. Мы видим мужчину, одетого в куртку «Болонья». В те годы — фотография сделана в 1961 году — достать такую куртку можно было только по блату, да и то, скорее всего, через Москву. Брюки у этого мужчины зауженные — перед нами типичный стиляга. Если посмотрим на фон, то знаменитое здание с башенкой уже построено, а вот все, что рядом с ним, отсутствует.

Еще один интересный сюжет — свадьба. До 50-х годов мы наблюдаем отсутствие свадебного платья у невесты, а сама свадьба, судя по всему, представляла собой торжественный обед с традиционным блюдами на столе: вареной картошкой, яйцами. В 50-х невеста уже обзавелась белым платьем, но фата, скорее, роскошь, чем обязательный атрибут. В 70-е все невесты, как на подбор, одеты одинаково. Советская швейная промышленность начала осваивать производство свадебных платьев и большим разнообразием похвастать не могла. Примечательно, что свадьбы теперь стали пышнее и растягиваются на два и даже три дня. В 80-х мы можем видеть даже безалкогольные — их еще называли комсомольскими — свадьбы. Тогда государство начало активную пропаганду подобных бракосочетаний и в Магнитогорске такие были, у нас есть тому фотоподтверждение.

magnitka_28_08_15_vrez_600

Урок физкультуры. Фото из архива исследователей.

Можно проследить, как менялся образовательный процесс. Например, перед нами фотография с урока физкультуры, датированная 1966 годом. Старшеклассники катаются на лыжах. Во-первых, место проведения урока — пересечение улиц Советской и Грязнова. Как видим, в 1966 году на месте оживленного сейчас района был пустырь. Едва только строится Трестовская больница. Вывод школьников на свободную территорию для «полевых» уроков были модными в те времена. Могу предположить, перед нами учащиеся близлежащих школ: либо школы № 63, либо даже школы № 5. Известно, что на пустыре перед больницей проводились соревнования на сдачу норм ГТО, так что мы можем считать данный урок подготовкой к соревнованиям. С возвращением норматива ГТО в нашу жизнь можно говорить о том, что история повторилась, — с улыбкой отметила историк.

По мнению спикера, изучение фотографий дает возможность детально исследовать практически любой аспект жизни города от архитектуры до интерьера и эволюции детской игрушки. Окончательно структура исследования не определена, ученые как раз сейчас занимаются определением наиболее значимых тем.

– Особняком стоит тема фотографии с похорон. Непонятны мотивы фотографирующих. И если сейчас такие снимки можно объяснить общей модой на фотографирование всего подряд, то, как объяснить традицию фотографировать усопших, скажем, в 30-е годы, когда доступность фотографии была иной? — говорит руководитель проекта.

театр Пушкина

Продолжается сбор материала, поэтому любой желающий может принести свои семейные фотографии на кафедру. Реликвии оцифруют и вернут владельцу. Большинство исследователей (Над проектом работают пять человек) разделяют точку зрения, что после сканирования к материалам не стоит применять никаких современных методик обработки. Максимум — могут улучшить яркость или устранить механические повреждения. Антология «История Магнитогорска в отражении фотодокументов» увидит свет, как только будут найдены источники финансирования. Работа в этом направлении ведется уже давно.

Оставить ответ