В 1835 году (октябрь). В крепости Магнитной 2-го отдела Оренбургского Казачьего Войска учреждена Ланкастерская мужская школа с одним учителем и 21 учеником.
ЧТО ТАКОЕ ЛАНКАСТЕРСКАЯ ШКОЛА?
Мы привыкли считать, что во время урока над учениками всегда стоит зоркий учитель. Однако в начале XIX века в Европе ситуация была иной. Мода на ланкастерскую систему обучения перекочевала и в Россию — ею активно пользовались декабристы.
К 1798 году Джозеф Ланкастер основал свою первую школу для детей сирот. Суть обучения в ланкастерской школе довольно-таки простая. Сначала учитель проходил специальную подготовку, а потом занимался только со старшими учащимися. Они становились помощниками и затем преподавали детям помладше. Помимо этого, все ученики делились на маленькие классы по десять человек. Каждым классом заведовал помощник учителя. Дети могли собираться в полукруг или садиться на общую лавочку, а старший рассказывал им то, что ранее рассказал взрослый учитель.
Еще помощники ланкастерской школы носили «бляху старшины» — отличительный знак для своих.
Система была очень эффективной — школьники с легкостью усваивали материал. К тому же, помощники учителя активно занимались самообразованием, что повышало общий уровень грамотности населения.
Ланкастерские школы получили большое распространение среди бедных, ремесленных и рабочих семей. Многие заведения взаимного обучения обязательно на чем-нибудь специализировались.
Главный же недостаток заключался в том, что эти помощники учителя не имели педагогического образования и не всегда могли толково обращаться с детьми. Да и образование было поверхностным: школьники брались в основном за изучение письма, Закона Божьего, чтения и счета.
Мало кто знает, но ланкастерская школа оказалась очень востребованной и в Российской империи. Александр I познакомился с этой системой в Париже после окончания Заграничного похода. Ему понравилось, что благодаря такой методике можно было обучить большое количество людей. А ведь тогда в России оставалась нерешенной проблема массовой безграмотности в армейских рядах. Потому Александр I лично повелел открыть в Санкт-Петербурге заведение, где бы преподавали по методике «взаимного обучения в училищах женского пола».
Декабристы тоже использовали ланкастерскую школу в своих целях. Так, Михаил Орлов и Владимир Раевский занимались с солдатами и крестьянами из деревень. Они создали «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения», которое как раз создавало такие школы. Отдельно от декабристов работали и гвардейские ланкастерские школы — их открывали в военных поселениях по всем батальонам и городам Российской империи.
Но череда восстаний, в том числе и 14 декабря 1825 года, заставила усилить над школами контроль со стороны властей. В итоге про «взаимное обучение» просто-напросто забыли на долгое время — лишь пару педагогов поднимали этот вопрос. Но к тому времени в России устоялась совершенно другая система образования. В 1819 г. император Александр I издал Указ о создании в России казачьих школ.
Обучение в первых казачьих школах было введено по модной в то время ланкастерской системе (это система взаимного обучения, когда старшие помогают учить младших). Ученики изучали Закон Божий, чистописание, арифметику, а также проходили военную подготовку.
Для детей офицеров обучение было обязательно, для детей простых казаков – с согласия родителей.
В 1835 году (октябрь). В крепости Магнитной учреждена Ланкастерская школа с одним учителем и 21 учеником.
В 1893 г. в станичной школе открываются мастерские ручного труда. Мальчики делали сундуки, кадки, грабли, корзины, топорища, конские уздечки, соломенные шляпы и другое.
В начале ХХ века Оренбургское казачье войско было наиболее образованным среди всех 11 казачьих войск России!
Можно считать что 185 лет тому назад в октябре 1835 года и родилась система образования будущего города Магнитогорск.
Фотография из архивных источников. Казачья школа.
Автор: Константин Жихарев
Добавить комментарий