Священникам станицы Магнитной было не просто, то Емельян Пугачёв станицу возьмет да Священников повесит, то другой священник при пожаре откажется храм покидать, да заживо сгорит, потом еще репрессии, сожжённые и поруганные храмы. Но была еще одна вещь о которой мало, кто знает из современных жителей города. Станица Магнитная была не только место встречи востока и запада, Имперской России и дикой степи. Здесь смешивались, а порой и соперничали разные религиозные течения.
Православные священники, назначенные в станицу, несли не просто службы, а вели настоящую борьбу за грешные души. Ведь гегемония православия была безоговорочной в центральной части России, а вот чем дальше от Москвы, тем сильнее и многочисленнее были старообрядцы.
Станица Магнитная была в православном понимании – рассадником раскола. Можно сразу сказать, что в плоть до 1917 г. количество старообрядцев в станице только росло. Богатые семьи станицы, да и порой сам атаман были из числа старообрядцев.
Здесь отдельно стоит сказать, что уральские казаки были очень разношёрстными. В казаках числились татары с башкирами исповедующий ислам, потом сюда перекинули часть сибирских казаков, среди которых были буддисты. Также на Южный Урал ссылали бунтовщиков поляков, многие из них в последствии вступали в казачество, оставаясь при этом католиками. Ну и конечно же православные со старообрядцами. Получается в одной атаке плечом к плечу шли христиане, мусульмане и буддисты. Как принято сейчас говорить, общество было толерантным, а как говорили до этого интернациональным.
Не всё конечно было гладко в империи, особенно над близкими по духу течениями одной религии. Современному человеку, может показаться, что между ними были лишь небольшие разночтения. На самом деле, старообрядцы были куда суровее в своей религии. Их внешний вид, правила быта и поведения были иными. К примеру, старообрядцам не полагалось есть вместе с православными, полотенца и чашки должно были делится для своих и антихристов. Строгие запреты на алкоголь, табак, а порой и картошку. Некоторые считали, что этот плод появился впервые на могиле блудницы. Да что там картошка, даже чай и сахар были под большим вопросом! Плюс они во многом были вне закона: их браки были недействительны для власти, а значит вопрос с передачей наследства стоял остро. Отчасти такая жёсткость давала и хорошие плоды, борьба с алкоголем и вообще с любым видом излишеств, культивирования труда и порядка делали их экономически успешными. Будучи в меньшинстве они, как правило, имели мощный экономический потенциал. Яркий тому пример заводчики Демидовы!
В станице Магнитной была классическая ситуация, старообрядцы были в меньшинстве, при этом из документов видно, что именно у них были самые чистые дома и хозяйства. Также жесткое соблюдение христианских правил, создавал для них образ высокоморальных людей, а это способствовало выдвижению их на высокие посты, где народ ждал справедливого подхода, например, атаман! Поэтому в обиду они себя не давали, а количество сторонников росло. Официальная церковь не оставалась в долгу, стоило сыну атамана уехать на учебу в город, как его там переманили в лоно православия. Были и крупные победы, когда главный агитатор старообрядчества в станице перешел в православие, а за ним еще с десяток людей. В общем кипели страсти в казачьей станицы.
В современном Магнитогорске число староверов мизерно, но при этом среди общественников их не мало! Значит, традиций их живы.
Автор: Александр Дементьев
Для желающий поддержать проект «Легенды Магнитки»! Сделать это можно перечислением на счет в Сбербанке: 4276 7220 6783 4489
Добавить комментарий