Возможен ли у нас туризм, основанный на истории?

туризм в Челябинской области

В преддверии саммитов ШОС и БРИКС весьма уместно задать вопрос – что именно мы собираемся поведать о себе гостям со всего мира? Сможем ли мы рассказать и показать нечто настолько увлекательное, чтобы поток гостей к нам в регион стал постоянным? И собираемся ли мы вообще воспользоваться таким уникальным шансом, как саммиты, в качестве всемирной витрины для развития нашей туристической отрасли?

Понятно, что по части памятников архитектуры, в конкуренции со столицами и “Золотым кольцом” шансов у нас нет. Но, быть может, история нашего региона таит в себе другие уникальные возможности?

Чтобы разобраться в этом вопросе, мы встретились за круглым столом ЮУТПП с нашими ведущими учеными – исследователями истории Южного Урала:

  • Николаем Борисовичем Виноградовым, доктором исторических наук, заведующим кафедрой всеобщей истории ЮУрГГПУ;
  • Гаязом Хамитовичем Самигуловым, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Научно-образовательного центра евразийских исследований ЮУрГУ;
  • Иреком Равильевичем Атнагуловым, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры всеобщей истории МГТУ им. Г.И.Носова;
  • Андреем Александровичем Рыбалко, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории России и зарубежных стран ЧелГУ.

Инициатором мероприятия стал Александр Федорович Рейх, издатель краеведческой литературы и картографических материалов, большой энтузиаст своего дела.

Если кратко резюмировать итоги встречи, то Южный Урал – это 5000 лет истории металлургии, десятки тысяч рудников бронзового века, древнейшие из найденных на нашей планете колесниц, причём запрягавшися двумя лошадьми, уникальные укрепленные поселения ремесленников. Самые разные народы и культуры, сменявшие друг друга на протяжении многих веков. Люди здесь живут уже более 300 тыс.лет – именно таков возраст самых ранних археологических свидетельств. И это единственный в Восточной Европе регион, где найдена пещерная живопись палеолита.
Можно ли всё это использовать для развития туризма? Ответ очевиден. Но умеем ли мы это делать? Увы, пока нет.

ПРОБЛЕМЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ

Участники встречи единодушно отметили ряд проблем, очевидно тормозящих использование уникальной истории нашего региона в качестве драйвера для развития туристической отрасли:

1) Отсутствие диалога и взаимодействия между властью, туристическим бизнесом и наукой.

Как ни парадоксально, но эти три стороны по-прежнему существуют изолированно, сами по себе. До возможной синергии ещё очень и очень далеко. Никаких системных попыток использования результатов проведенных исторических, археологических и этнографических исследований для развития туризма не наблюдается, за исключением Аркаима.

2) Незнание жителями региона своей собственной истории, как следствие отсутствия просветительской работы.

Люди, не знающие и не любящие свой дом, не могут достойно принимать гостей. Увы, но историю родного края у нас не преподают в школах, про нее не снимают документальных фильмов, не рассказывают в СМИ. Краеведческие книги и атласы, за пределами науки, – крайне редкий товар, существующий лишь благодаря энтузиастам. Электронных ресурсов, системно повествующих в популярной форме об истории Южного Урала, у нас нет.
В системе образования у нас зачем-то традиционно превозносят зарубежные исторические ценности, замалчивая и девальвируя свои собственные.
Мы все, по-прежнему, – Иваны, родства не помнящие. И вполне готовы мириться с этой позицией.

3) Слабая охрана памятников культурного наследия государством, в сочетании с вандализмом со стороны населения.

В частности, безразличие властей и общественности на протяжении десятилетий привели почти к уничтожению уникального святилища эпохи позднего палеолита – Игнатиевской пещеры. Благо, усилиями Правительства Челябинской области, и в частности ОГУ “ООПТ”, в 2015-2017 году ситуация была взята под контроль, вплоть до закрытия пещеры для проведения реставрационных работ.
В 2015-2016 Минкультом региона наведен порядок и с посещением мегалитов на острове Веры на озере Тургояк.
Однако огромный объем такой работы на других объектах еще впереди.

4) Отсутствие музеев достойного уровня.

Даже Челябинский краеведческий музей, по мнению специалистов, весьма слабо отражает нашу историю.
Мы зовем себя Танкоградом, но ближайший музей бронетанковой техники – в Верхней Пышме.
История индустриализации Челябинска началась с ЧТЗ, но экспозиции тракторов у нас нет.
И вообще нет никакого музея техники, несмотря на выдающиеся былые достижения нашего машиностроения.
5000 лет истории металлургии – но нет такого отраслевого музея.

Колыбель атомной отрасли и кузница ядерного щита Родины прозябает в безвестности, за исключением рутениевых фейков.

Всё это – нормально? Никого не удивляет?
Даже с точки зрения патриотизма в отношении региона – откуда ему взяться? Будем гордиться коробками торговых центров?

5) Отсутствие информационной экспозиции и туристического обустройства вокруг памятников истории.

Очевидный факт. Единственное исключение – Аркаим, хотя подобных объектов могло бы быть больше.
Однако и часть инфраструктуры Аркаима – нагромождение убогих строительных вагончиков – весьма неподобающий антураж для колыбели российской цивилизации, открывающей экспозицию павильона истории России на ВДНХ.
Мне довелось побывать на городище Булгар в Татарстане – этот памятник моложе Аркаима в 4 раза. Его археологические свидетельства, как и у нас – лишь следы в толще грунта, однако его туристическое обустройство многократно превосходит по качеству наш “палаточный лагерь”.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Учитывая древность нашей истории и насыщенность достижениями времен СССР, таковых возможностей – огромное количество. Однако их реализация всецело зависит от качества управления отраслью, объема выделяемых региональных ресурсов и эффективности работы по получению целевых федеральных финансов. И 2 года до саммитов – наилучший момент, чтобы максимально усилить эту работу.
Необходимо следующее:

1) Создать информационную основу – популяризированную системную версию истории региона, состоящую из наиболее обоснованных результатов исследований, под которой подпишутся все наши видные историки, археологи и этнографы.
Требуется областной госзаказ на такую научную работу.

2) Информационную основу необходимо воплотить в графическом дизайне и базовых текстах – создать “брендбук” истории региона, с привлечением компетентных дизайнеров, маркетологов и экскурсоводов, как наилучших рассказчиков, чувствующих интересы аудитории. Перевести тексты на иностранные языки.
Без госзаказа здесь тоже не обойтись.

3) “Брендбук” и базовые тексты передать всем желающим – турфирмы и издатели сами разберутся, что необходимо отпечатать для клиентов.
Однако наиболее достойные печатные издания к саммиту, а также мультиязычный сайт и мобильное приложение, следует выпустить при господдержке.

4) Ввести в школах факультативный предмет – историю родного края. Поручить государственным СМИ регулярно публиковать материалы по истории региона.

Если говорить о финансах, то пункты 1-4 вряд ли потребуют дополнительного финансирования более нескольких миллионов рублей – весьма скромные затраты в сочетании с неоценимым эффектом.

5) Экспозиция по истории и достижениям нашего региона, в любом случае, будет собрана к саммитам, как это уже было для форума “Россия-Казахстан”. Нужно лишь сделать её постоянной, выделить помещение, организовать дальнейшее пополнение.

6) Создать новые музеи – как минимум, атомного проекта, ракетной техники. В преддверии саммитов, больше шансов получить федеральную поддержку для этой цели. Однако нужно заниматься этим вопросом, причем крайне интенсивно.
А все наши металлурги, сообща, вполне способны построить музей 5000-летней истории металлургии.

7) Охранять и обустраивать наиболее значимые памятники исторического и культурного наследия, создавать туристическую инфраструктуру, исторические реконструкции, в частности:
– разработать детализированную стратегию такого развития;
– увеличить региональное финансирование этих задач;
– добиваться федерального целевого финансирования;
– привлекать инвесторов на основе государственно-частного партнерства.

8.) Осуществлять интенсивное информационное продвижение наших исторических достопримечательностей на федеральном и международном уровне – в интернете, соцсетях, СМИ, посредством участия в выставках, а также приглашая внешних туроператоров на презентационные туры и т.д,

P.S.

В продолжение состоявшегося разговора, я с удовольствием прочитал учебник для ВУЗов “Южный Урал и Зауралье в древности и средневековье”, написанный Н.Б.Виноградовым и изданный им в 2015 году. Рекомендую всем, кому интересна история нашего региона – весьма увлекательная книга, насколько это вообще возможно для учебного пособия.
На фото – некоторые иллюстрации из этой книги.

Примечание к видеозаписи встречи (ссылка – в комментариях):

Двухчасовой разговор, нацеленный на поиск возможных решений – не самая зрелищная дискуссия, тем более, видеокамера 360 не рассчитана на такую большую аудиторию – видно и слышно не всех участников.
Однако при наличии профессионального интереса, всё же есть смысл посмотреть – поэтому я и записал эту трансляцию.

Замечено также, что айфоны иногда сбоят при воспроизведении звука видео 360 – надеюсь, при последующих обновлениях приложений этот недостаток будет исправлен. На Android, вроде бы, всё ОК.

Автор: Андрей Минченко


Комментарии:

Оставить ответ